Холотропное дыхание способствует:
1. росту радости и удовлетворенности жизнью;
2. формированию здоровых взаимоотношений;
3. улучшению физического здоровья;
4. усилению доверия к себе и жизни;
5. повышению самооценки;
6. раскрытию интуитивных возможностей;
7. осмыслению духовности в своей жизни.
Научные исследования и отзывы участников холотропных сессий показали высокую эффективность метода для:
1. освобождения от последствий травматического опыта и стрессовых ситуаций;
2. терапии эмоциональных и психосоматических расстройств;
3. преодоления жизненных кризисов;
4. терапии зависимостей;
5. терапии депрессивных состояний.
Холотропное дыхание (от греч. «holos» - целый, целостный, «tropein» - ведущий, т.е. дыхание, ведущее к целостности») – это метод самопознаие, психотерапии и личностного роста.
Холотропное дыхание – экспрес-метод работы с подсознанием. Во время нахождения в расширенном состоянии сознания активируются внутренние целительные силы психики, подсознания, которые получили название "внутренний целитель". Основной стратегией холотропного дыхания является следование мудрости "внутреннего целителя", которая определяет эффективность и безопасность этой работы.
Программа жить долго, быть здоровым и счастливым присутствует в «базовых настройках» каждого человека. Однако в течение жизни мы усваиваем много ограничивающих программ и правил, переживаем травмирующие события, и сами своим мышлением начинаем тормозить или вовсе блокировать естественные процессы, которые могли бы нас исцелить. Убрать излишний контроль, чтобы соединиться с живым, истинным Я гораздо легче в расширенном состоянии сознания. Появляется возможность выскочить из привычного стереотипа мышления, увидеть себя и свою жизнь под другим углом, а значит найти новоерешение, которое раньше ускользало.
Во время холотропного дыхания:
1. Значительно повышается количество энергии.
2. Возрастает активность лимбического мозга (эмоции) и рептильного мозга (бессознательное, инстинкты).
3. Внимание направляется внутрь.
Все это ускоряет те процессы, которые все равно происходят в нашей жизни. Однако за счет усиления интенсивности процессов мы получаем возможность:
- убрать энергетические блокировки в теле,
- освободиться от подавленных эмоций,
- увидеть и тем самым изменить негативные установки в подсознании,
- получить прозрения, инсайты,
в десятки раз быстрее, чем, если бы мы это делали в обычном состоянии сознания.
Кроме того только расширенные состояния сознания позволяют освободиться от последствий психологических проблем и травм, вытесненных в подсознание. Одно лишь интеллектуальное их понимание ничего не меняет. Их необходимо прожить, прочувствовать.
Гарантия безопасности и эффективности
Тренинг проводится в полном соответствии с форматом С. Грофа по стандартам международной программы GTT™, что ГАРАНТИРУЕТ участникам полную БЕЗОПАСНОСТЬ и максимальную эффективность.
Метод холотропного дыхания был разработан еще в 70-х годах Станиславом Грофом (психиатр, один из основателей трансперсональной психологии).
Формат Грофа включает в себя:
- подготовку, настройку на дыхание,
- усиленное дыхание (подробнее разбираем на тренинге),
- специально подобранную музыку,
- работу с телом (по необходимости),
- интеграцию опыта через творчество и обсуждение.
Во всем этом много тонкостей. Кроме того для того, чтобы обеспечить безопасность и необходимую поддержку людей во время пребывания в расширенных состояниях сознания, необходим собственный большой опыт таких переживаний. Поэтому С.Грофом была создана международная программа обучения фасилитаторов холотропного дыхания https://grof-legacy-training.ru/.
Я закончила данную программу в 2013 году и с тех пор веду тренинги холотропного дыхания.
Тренинг состоит из трёх этапов:
1. Подготовка. Теоретическое знакомство с основными понятиями и принципами холотропного дыхания, технический инструктаж участников. Ответы на вопросы. Упражнения на объединение группы. Разминка (комплекс несложных психофизических упражнений) и медитативная настройка, проводимые с целью облегчения вхождения в процесс холотропного дыхания.
2. Сессия холотропного дыхания. Заключается в более частом и глубоком по сравнению с обычным дыхании. Сопровождается побуждающей к переживаниям музыкой. При возникновении потребности проводиться высвобождающая работа с телом, которая заключается в усилении и разрядке биоэнергетических и эмоциональных блоков. Вы дышите в каждый из двух дней тренинга.
3. Интеграция опыта. 1-я часть — творческое самовыражение. Холонавты отображают свой опыт, полученный во время холотропного дыхания, через рисование "мандал" (рисунков в круге). 2-я часть — обсуждение полученного опыта в группе (шеринг). Участники тренинга делятся своими переживаниями, при этом каждый индивидуально определяет насколько готов быть откровенным.
-острые сердечно-сосудистые заболевания (аневризма, выраженная гипертензия, постинфарктные и постинсультные состояния и т.д.);
-психиатрическими заболевания (шизофрения и т.д);
-эпилепсия;
-глаукома;
-недавние переломы и операции;
-беременность.
Если у вас есть сомнения по поводу своего состояния здоровья, предварительно необходимо проконсультироваться с организаторами тренинга.
Памятка холонавта (дышащего)
Наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т.д.). Если вы носите контактные линзы, так же снимите их перед сессией.
Ешьте очень легко или не ешьте совсем. В этом случае дышится легче.
Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.
Не покидайте зал в разгаре сессии. Примите на себя внутреннее обязательство на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе) для того, чтобы иметь целостный, завершенный опыт и оказывать друг другу поддержку.
Дышите более глубоко и часто приблизительно в течение часа. Дыхание является важнейшим катализатором расширенных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.
Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:
-Каким образом напоминать вам о дыхании;
-Какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;
-Какая поддержка необходима вам от партнера;
-Каковы особенности вашего проявления в сессии;
-Условьтесь о сигналах несловесного общения;
каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;
как вы сообщите партнеру о том, что вы чего-то хотите.
Избегайте разговоров. Разговоры выводят людей из необычного состояния сознания, потому что они ассоциируются с обыденным сознанием.
Сохраняйте молчания во время рисования мандал. Это помогает быть в медитативном настрое.
Попросите о помощи, если чувствуете сильные блоки, боль или напряжения в теле и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время или после сессии.
Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами прекратили работать, скажите слово «СТОП», и любое воздействие будет немедленно прекращено.
Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.
Если у вас возникает сильная эмоция (гнев, раздражение и др.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (не нравится музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от их давления.
Не программируйте переживания. Пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих – свободным танцем энергии, тела, мысли.
Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в тоже время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания. В течение всего времени сохраняйте осознанность.
Вы сами решаете, когда закончить дыхание. Как правило, сессия подходит к своему естественному завершению в течение 1,5 –2,5 часов. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ждать ее окончания.
Не следует начинать новую сессию в конце сессии. Работа в этот момент заключается не в том, чтобы обнаруживать новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в интеграции.
Перед тем, как покинуть зал, позовите ведущего для того, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Это проверка необходима, чтобы понять, нуждаются ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.
Попытайтесь нарисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения.
Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания или мандалы.
Сон – это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. В последующие дни найдите время для рисования, танца, написания стихов, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями.
Возможные переживания во время холотропного дыхания.
Расширенная картография сознания С. Грофа
Богатство и диапазон переживаний во время сессий холотропного дыхания убедили Грофа в теоретических ограничениях фрейдовской модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей:
-биографическую
-перинатальную
-трансперсональную
Биографическая область связана с опытом человека, начиная от его рождения и до настоящего момента. Самыми важными для формирования личности считаются первые пять лет жизни, когда ребенок быстро развивается, формирует свои представления о себе и мире. В это время он наиболее чувствителен и раним, и травматичный опыт может серьезно нарушить его естественное развитие.
Принято разделять травматичный опыт на две основных группы:
Травмы совершения – когда человек подвергается внешнему воздействию, сталкивается с агрессией (физической, психологической, духовной), жестокостью, и т.п.
Травмы лишения – когда человек находится в состоянии недостатка внимания, любви, заботы, безопасности и т.д
Травматичный опыт может накладывать сильный отпечаток, закладывая основы базового недоверия миру, препятствуя его контакту с реальностью, которая может видеться опасной и недружественной. Блокируется связь с творческими ресурсами психики, глубины которой кажутся пугающими и враждебными. Зачастую это определяет появление тех или иных психологических проблем, невротических комплексов, психосоматических расстройств, сложностей в общении и.т.п. В процессе холотропной терапии есть возможность освободиться от влияния травматичного опыта и восстановить связь со своими естественными потребностями и непроявленными талантами.
Однако еще более глубокое влияние может оказывать перинатальный опыт, связанный с внутриутробным развитием и процессом родов. С. Гроф на основании богатого опыта переживаний своих пациентов не только смог доказать значительное влияние перинатального опыта на формирование индивида, но и подробно классифицировал его, условно разделив на четыре базовых перинатальных матрицы (БПМ). Гроф обнаружил, что перинатальные переживания во многом определяют дальнейший опыт в биографической области и являются связующим звеном с трансперсональной областью.
Перинатальная область была условно разделана Грофом на 4 матрицы в соответствии со стадиями внутриутробного пребывания и прохождения родового процесса.
БПМ-1 (Амниотическая Вселенная) - соответствует этапу внутриутробного существования. В своем естественном проявлении определяет переживания блаженства, океанической растворенности и экстаза, щедрых и безопасных картин природы, в холотропном дыхании может восприниматься и как реалистичные воспоминания о «хорошей матке». В воспоминаниях из постнатальной жизни это могут быть ситуации, в которых удовлетворяются насущные потребности, счастливые дни младенчества и детства (заботливый материнский уход, игра со сверстниками, семейное согласие и т.д.), взаимная любовь, путешествия и отдых в красивой местности, приобщение к предметам искусства, купание в океанах и чистых озерах. В трансперсональной области - опыт космического единства; мистического единения, проживание единства с архетипом Матери-Земли, видение Рая и Небес.
В случае токсикоза, угрозы выкидыша, нежеланности ребенка или других нарушений внутриутробного развития могут быть реалистичные воспоминания об ощущениях «плохой матки», неприятные телесные ощущения (дрожь, слабые спазмы, неприятный вкус, тошнота, ощущение отравленности), образы загрязненных водоемов и враждебной природы.
БПМ-2 (Космическая поглощенность и отсутствие выхода) – соответствует начальному этапу родов, когда присутствуют маточные сокращения, но родовые пути еще не открыты. В процессе холотропного дыхания этот этап может переживаться как космическое поглощение, невыносимая безвыходная ситуация, чувство загнанности в ловушку или клетку, ощущение гнета, давления, раздавливания, жар, озноб, затрудненное дыхания, осознание бессмысленности, абсурдности человеческого существования, атмосферы искусственности и неискренности, мучительное чувство вины, проживание смерти, умирания. Могут присутствовать образы Космической воронки, схваченности пауком, спрутом, удавом и др. В биографических воспоминаниях БПМ-2 может быть связана с ситуациями, угрожающими жизни и целостности тела (несчастные случаи, травмы, операции, тяжелые болезни, утопление, удушье, тяжелые психологические травмы: невыносимость семейных отношений, давление со стороны начальства, эмоциональная отвергнутость, унижение). Связанный с БПМ-2 трансперсональный опыт может включать эмпирическое отождествление с соответствующими мифологическими и архетипическими сюжетами - мучениями Сизифа, Прометея, нисхождением в подземелья, падением ангелов.
БПМ-3 (Борьба смерти и возрождения) – соответствует этапу продвижения по родовым путям. В холотропном дыхании могут быть переживания вулканического экстаза, взрывов, сражений, кровопролития. Характерны стремление выбраться, вылезти, спастись, борьба за жизнь, видение «света в конце туннеля», сцены, связанные с сексуальным насилием, демоническими эпизодами, встреча с огнем. Поскольку эта стадия родов связана с продвижением плода по родовому каналу, в опыте дышащего она может проявляться мощным мышечным напряжением, переживаниями агрессии, титанической борьбы. В биографических воспоминаниях это могут быть сражения, битвы, эпизоды насилия, в том числе и сексуального, рискованные и экстремальные приключения. У женщин с переживаниями БПМ-3 может быть ассоциирован процесс деторождения. Трансперсональный спектр переживаний может включать сцены жертвоприношений, встречи с божествами-разрушителями – Молохом, Шивой, Уицилопочтли, Кали или Коатликуэ, отождествление с муками Христа или другими жертвенными образами Озирисом, Адонисом, Дионисом, образы птицы Феникс. В целом на данной стадии родов ситуация уже не кажется такой безнадежной, как на предыдущем уровне, а роль человека не сводится к страданиям пассивной жертвы. Здесь он активный наблюдатель, который может отождествляться не только с жертвой, но и с агрессором.
БПМ-4 (Переживание смерти-нового рождения) – соответствует этапу рождения. Завершается продвижение по родовому каналу и мучительная борьба уступает место ощущениям освобождения и расслабления. В символическом смысле ведущим переживанием на этом этапе родов является опыт смерти и нового рождения. В холотропном процессе этому соответствуют чувства освобождения, возрождения, спасения, ощущение расширения пространства, искупления грехов. Дышащие могут видеть яркий сияющий свет, чувствовать освобождение от тревоги, страха, подавленности. В биографической области БПМ-4 соответствует счастливому избавлению от опасности, преодолению сложных препятствий, картинам природы (весеннего возрождения, окончания шторма, завершения грозы, восхода солнца). В трансперсональной области – образам любящим и мудрых божеств, видениям лучезарного источника света. Так же обычен опыт встречи и единения с великими богинями-матерями: Девой Марией, Изидой, Лакшми, Парвати, Герой, Кибелой.
Заслуга Станислава Грофа в том, что на огромном клиничском материале он смог показать их связь с нашей последующей жизнью. Мы больше не можем говорить, что с психологическое пространство новорожденного представляет собой «чистый лист», так как особенности процесса рождения определяют впоследствии способ нашего существования в мире и отношения к нему.
Трансперсональная область – это та область человеческого сознания, которая выходит за пределы привычного представления человека о себе. Первым термин "трансперсональный" использовал Уильям Джеймс в своей работе "Многообразие религиозного опыта" А известный философ Алан Уотс описал трансперсональные переживания как преодоление представлений о себе в качестве «эго в оболочке из кожи».
Трансперсональный опыт включает очень широкий спектр переживаний, например:
-отождествление с другими людьми;
-память предков, семьи, рода, наследуемые переживания;
-отождествление с групповым сознанием, коллективные, расовые переживания;
-отождествление с животным миром;
-отождествление с растениями;
-отождествление с неодушевленными объектами природы, стихийными явлениями;
-планетарное сознание;
-космическое сознание;
-клеточное сознание, сознание микрочастиц и атомов;
-энергетические феномены;
-шаманские переживания, духи-хранители, животные силы;
-переживания архетипов, божеств, учителей, мифологических событий;
-интуитивное постижение мировых символов;
-и многое другое.
Переживания всех трех областей сознания формируют так называемые системы конденсированного опыта СКО, которые характеризуются единым эмоциональным или ассоциативным зарядом. СКО могут быть как позитивными, так и негативными. СКО преимущественно базируются на перинатальных матрицах. Будучи вытесненной, СКО способна влиять на мировосприятие человека, определяя его поведение. В процессе холотропной терапии у нас появляется возможность осознать влияние СКО, и либо освободиться от него, если такое влияние травматично, либо воспользоваться им, если оно ресурсно.